Кошки- спасительницы блокадного Ленинграда от крыс Мяукающая дивизия. В Ленинград завезли кошек, чтобы уничтожить крыс.
Пережившие блокаду Ленинграда люди вспоминают, что в 1942 году в городе совсем не осталось кошек, собак и даже птиц, их попросту съели. Зато крысы расплодились в неимоверном количестве, полчища серых захватчиков заполонили голодающий город.
- Уж грызуны-то не голодали, столько трупов вокруг! - вспоминает блокадник Владимир Морозов. - И периодически в зимние месяцы крысы строем ходили на водопой к Неве. Моя мама работала тогда диспетчером на Кировском элеваторе на набережной Обуховской Обороны. И я был свидетелем крысиного водопоя, жуткое зрелище! Кишащая серая лавина двигалась к воде, если на её пути попадался человек, он погибал. Помню, даже в громкоговорители завода объявляли: «Осторожно! Крысиный водопой!»
Грызунов пытались давить танками, бронетехникой, расстреливали, травили, даже организовывали специальные бригады по уничтожению животных, но любые меры оказались тщетными. Крысы продолжали пожирать не только скудные продовольственные запасы, но и грозили горожанам страшными заболеваниями. Ленинград стоял на пороге эпидемии чумы.
Весной 1943 года, когда появилась связь осаждённого города с «Большой землёй», председатель Ленсовета подписал постановление, в котором говорилось о необходимости «выписать из Ярославской области и привезти в Ленинград 4 вагона дымчатых кошек». Эта порода считается лучшими крысоловами. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали ленинградцы усатых-полосатых, надёжно охранялся. И вот кошки-спасительницы вступили в бой с обнаглевшей армией грызунов. Подвал за подвалом, чердак за чердаком, свалку за свалкой очищали они от пасюков. Кошачье племя победило. В год прорыва блокады крысиная армия была разгромлена. Интересно, что и после Победы родственники из других городов присылали в Ленинград родным и друзьям не только продукты питания, но и кошек.
Как только блокада была снята, прошла ещё одна «кошачья мобилизация». На этот раз мурок и барсиков набирали в Сибири специально для нужд Эрмитажа и других ленинградских музеев. В Тюмени, например, собрали 238 котов и кошек в возрасте от полугода до пяти лет. Многие люди сами приносили своих любимцев на сборный пункт. Первым из добровольцев стал чёрно-белый кот Амур, которого хозяйка лично сдала с пожеланиями «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом». Всего в Ленинград было направлено пять тысяч омских, тюменских, иркутских котов, которые в итоге очистили Эрмитаж от
грызунов.
И сегодня в Эрмитаже служат более полусотни котов. Каждый из них имеет паспорт с фотографией и считается квалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от крыс.